Как воспитать «одного на миллион», а не «одного из миллионов»?

Побудить ребенка читать - не самое главное. Дети, которые хотят читать, будут читать. Дети, которые хотят научиться читать, будут учиться читать. Гораздо важнее научить детей сомневаться в прочитанном. Детей следует учить сомневаться во всем подряд. Сомневаться в том, что они прочитали, в том, что они услышали.

Согласитесь, в эпоху информационных технологий эти слова должны иметь огромное значение и становиться своеобразным кредо в воспитании детей. Мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, независимыми, уверенными в себе индивидуалистами, чтобы они не стали частью серой массы, где каждый думает одинаково и говорит то, что от него хотят услышать. В конце концов, все видят своих детей особыми, отличными от большинства «обычных» детей, то как же так получается, что «не такие» дети становятся такими «обычными» взрослыми? Наверное что-то было упущено?

Гораздо важнее научить детей сомневаться в прочитанном.


Возможно, вы с этим не согласитесь (все считают себя идеальными родителями, никто не желает своему ребенку плохого), однако большинство людей воспитывают своих детей неправильно, а точнее упускают некоторые очень важные детали. Критическое мышление. Когда именно родители начинают закладывать его фундамент в сознании ребенка, и начинают ли вообще?

Посмотрим еще раз на слова выдающегося комика. Да, мы учим детей читать, писать, считать, находим им репетиторов еще чуть ли не в детском саду, учим их иностранным языкам, когда они еще даже родной хорошо не знают, отправляем в специальные школы, кружки, секции, одним словом, все что угодно, лишь бы ребенок не просиживался.

За этим всем стоят очень хорошие намерения, мы хотим, чтобы ребенок был умным, образованным, пытаемся заложить этим фундамент его успеха в будущем. И, заполняя голову нашего чада знаниями, мы забываем научить детей оперировать этими знаниями, а также - что немаловажно - научить их сомневаться в изученном, задавать вопросы, искать собственные пути и создавать собственные теории в тех или иных вопросах.

На самом деле, небольшой проблеск сомнения в чьем-то любознательном уме может изменить мир или переписать историю. Если бы люди не подвергали сомнению «истины», которым их учили, мы бы до сих пор верили, что Земля плоская, Солнце вращается вокруг нее, а небо - твердь. Все ведь знаем, что прогрессом движут мечтатели и скептики, те, кто способен представлять «невозможное», и те, кто ставит под сомнение «истину».

Вместо того, чтобы научить ребенка самостоятельно отличать хорошее от плохого, мы просто диктуем что делать и не делать, чего можно, а чего нет, и, как правило, совершенно не аргументируя эти решения. Поверьте, «потому что я так сказал / а » - отнюдь не аргумент, наоборот, это подрывает авторитет родителей в глазах ребенка и даже порождает конфликты. Требуя что-то, или запрещая, вы должны называть адекватные причины, чтобы ваше чадо имело понятие, почему так, а не иначе.

Живя под натиском непрерывного неограниченного потока различной информации, очень важно уметь ее фильтровать, поэтому навыки критического мышления здесь очень важны. Сейчас родители очень волнуются о том, что информационная среда портит детей, делает их агрессивными, неуравновешенными или асоциальными. Мы уже на самом деле имеем представление о том, какие именно негативные влияния подстерегают детей и подростков в Интернет-просторах (яркими примерами можно назвать «Синий кит» и группы завуалированной или откровенной пропагандой депрессии, анорексии или иных расстройств).

Все мы знаем, что юные интернет-пользователи могут быть уязвимыми к такому контенту и попадать под его негативное влияние. Но почему-то большинство родителей решили, что просто запретив ребенку пользоваться интернетом, или контролируя его активность в сети, вы решите проблему. Нет.


ДОУ 2.jpg



Вспомните себя детьми, все дети подсознательно тянутся к тому, чего нельзя, запретный плод сладкий, а также, учитывая, что доступ к сети сейчас практически неограничен, то ваши запреты, фактически, лишь увеличивают интерес. На самом деле лишь единицы - сознательные родители - понимают как нужно поступать в таких ситуациях, зная, насколько эффективным будет, если научить ребенка смотреть на все критически и с точки зрения здравого смысла.

Некоторые ошибочно считают, что дети и подростки еще не способны самостоятельно фильтровать поток сетевой информации, поэтому нужно за них решать что плохо, а что хорошо, но это не так, большинство юных интернет-пользователей, представителей поколения Z, то есть тех, кто фактически вырос с телефоном в руках, трудно удивить чем-то из сети, поэтому перед родителями стоит не так уж и сложная задача - научить их сомневаться и проверять информацию.

И не надо надеяться, что пока ребенок вырастет оно само как-то откуда возьмется. Нет. Такое случается очень редко. Именно родители должны быть первыми, кто научит сознательному восприятию мира.

На самом деле, способность к критическому мышлению можно сформировать у детей под влиянием различных семейно-бытовых «мелочей», таких, как:

- Собственный пример

Станьте эталоном рационализма, уверенности и здравого смысла. Вы даже не представляете, какое сильное впечатление оставляют образы родителей в сознании ребенка. Малыши всегда пытаются подражать старшим, и то же продолжается и дальше. Если подросток видит рядом сильную личность, человека, который всегда руководствуется собственным мнением, задает вопросы, спорит, отстаивает свои убеждения и подтверждает свои слова фактами или действиями - он вряд ли будет искать себе любой другой «идеал».

- Разговаривайте

Вечно слишком заняты. Пытаясь дать своим детям все необходимое и даже больше, мы забываем о самом необходимом. Говорят, что дети отдаляются от родителей и погружаются в виртуальный мир, но может правда еще и в том, что родители удалились от детей, погрузившись в свои проблемы? Недооценивая важность общения, мы очень много теряем. Найдите время на то, чтобы узнать своего ребенка, выделите немного времени на серьезно-несерьезные разговоры, поделитесь опытом, расскажите немного о мире, расскажите как справляться с жизненными трудностями, поддержите, поймите, найдите общие интересы, узнайте проблемы вашего чада, обсудите их, придумайте решение вместе, дайте понять, что мнение ребенка значимое и он имеет влияние в вашей семье, возможно вы не видите связи этого пункта с самим понятием критического мышления.

- Спорьте

Самый сложный пункт для родителей, потому что несет в себе риск подорвать свой авторитет. Дети редко бывают согласны с теми или иными решениями родителей, и вместо того, чтобы подкрепить свои требования аргументами, или попытаться убедить в рациональности решения, вы выбираете худший из вариантов.

Хватаетесь за фразы типа: «Потому что я так сказал / а !», «Пока ты живешь в моем доме / пока тебе нет 18 ты будешь делать то, что тебе скажут». Огромная ошибка, это лишь углубляет пропасть в отношениях. Устройте спор и спорьте пока не окажется, кто был прав. Это будет как минимум справедливо!

Не пытайтесь навязывать свои взгляды, каждый живет своей жизнью и своим умом, не считайте, что ваши представления о мире являются правильными только потому, что вы старше, вполне возможно, что вы просто окостеневший консерватор, а ваши дети смотрят на мир совсем другими глазами. Обсудите свои расхождения во взглядах, даже дебаты устройте, если захотите, это станет интересным опытом как для родителей, так и для детей, и возможно заставит вас пересмотреть и скорректировать собственные системы ценностей, а детей научит отстаивать свою точку зрения и доказывать ее.

К сожалению, многие взрослые люди сами не достаточно сознательными и легко поддаются влияниям поэтому если вы один из таких людей, вам нужно начать работать над собой, пересмотреть свои взгляды и систему ценностей. Вы же не можете научить кого-то так, на что сами не способны.

Станьте такими, какими хотите видеть своих детей, потому что они - это проекция нас самих, точнее того, что они видят в нас каждый день! Изменившись самым вы способны изменить судьбу своих детей, а они уже изменят этот мир.


Возврат к списку

menu close