Готовьтесь к аттестации - бесплатно

За каждый опубликованный материал Вы получите свидетельство о публикации методического материала бесплатно
Свидетельство о регистрации средств массовой информации выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Электронная библиотека
Мои заявки

«Дидактикум»: электронная библиотека методических материалов

Выберите категорию материала Выберите раздел
Выберите возрастную категорию

Пленер - как форма творческой деятельности обучающихся изостудии.

Пленер - как форма творческой деятельности обучающихся  изостудии.
Одно из ведущих мест современного образования занимает воспитание творческой личности, а мы как педагоги дополнительного образования должны приложить максимум усилий для развития творческих способностей детей. Понятие «творчество» имеет множество значений, но как бы оно не трактовалось – в нём всегда присутствует элемент новизны.

Творчество играет большую роль в жизни ребенка. Изобразительная деятельность включает в себя образное познание окружающего мира, умственное развитие. В процессе творческой деятельности уточняются и закрепляются знания, полученные ранее, пробуждаются способности видеть, ценить и создавать красоту жизни.

Все дети любят рисовать. На альбомном листе отражается все, что у маленького художника творится внутри. В рисунке создается свой собственный придуманный мир, жизнь в фантазии, воображении. Поэтому значение изобразительной деятельности для ребёнка универсально: это не только полезность, но и средство развития личности, его индивидуальности, формирование творческой активности. А помогаем все это развивать мы – педагоги.

В изостудии «Радуга» обучение ведется  по дополнительной общеразвивающей  программе «Юный художник», рассчитанной на 2 года обучения.

В своей работе я использую разные типы и виды занятий: комбинированные, сообщение новых знаний, закрепления, лекции, беседы, обобщения, самостоятельная работа, экскурсии, пленеры, викторины, игровые занятия и т.д.

На каждом занятии моя работа нацелена на развитие не только практических умений и навыков, но и на развитие креативности.

От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, цветные ручки, пастель, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы; а так же художественных техник: коллаж, мозаика, монотипия, граттаж, лепка из соленого теста, точечная роспись, декупаж).

Разнообразные методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес студийцев, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес детей к изобразительному искусству, развивает их творческую деятельность и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При организации художественной творческой деятельности я использую деятельностный подход: сначала – пленеры, экскурсии, наблюдения, и только затем собственно творческая деятельность: творческий замысел, творческий поиск, воплощение замысла. Развитие творчества связано в основном с развитием воображения, которое в свою очередь связано с развитием образного мышления детей, а  образное мышление развивается на основе предметного мышления. Часто замечаю, что дети испытывают трудности при изображении известных предметов, и с каким живым интересом они рассматривают растения, животных и даже людей, отсюда можно сделать вывод, что предметной деятельности, в жизни детей было недостаточно.

На своих занятиях я пытаюсь восполнить эти пробелы, и рисую с детьми не только в учебном кабинете, но и провожу занятия на улице. В осеннее и весеннее время, когда на улице хорошая, теплая погода, я организую занятия с детьми на свежем воздухе - в форме экскурсий и пленеров. Пленер (в переводе с французского – на открытом воздухе). Дети всех возрастов с удовольствием покидают привычный кабинет и идут во двор Дома творчества и парк «Юность» на встречу с живой природой. Занятия с детьми на открытом воздухе предусматривают выполнение живописных этюдов и карандашных зарисовок пейзажных мотивов и архитектурных форм. Как им нравится выбирать объект для рисования, путешествуя вдоль клумб и кустарников, со стулом в одной руке и альбомом в другой. У детей горят глаза, когда они находят долгожданный объект для зарисовки. Вот тут то и начинает раскрываться их творческий потенциал, ведь рисуя то, что по душе, и линии ложатся более плавно и  силуэт выходит более точно. И вообще единение природы и художника настолько волшебно. Наблюдая со стороны, как дети рассматривают бутон у цветка, листья на вязах или иголки сосны, становится понятно, что они хотят передать в своих рисунках-зарисовках все, даже самые мельчайшие детали.

Пленэр – одна из важных частей учебного процесса, пленер является школой для изучения растительных объектов, законов линейной и воздушной перспективы, плановости. Рисуя на улице, дети непосредственно чувствуют связь с природой, окружающим миром. Рассматривая и изучая детально объекты живой природы, дети получают богатейший материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. Некоторым детям настолько прививается любование природой, что они еще долго рассказывают мне, как они рассматривают все вокруг.

Пленер это богатейший опыт в усовершенствовании навыков в рисовании. Отправляясь на занятия на открытом воздухе основные цели занятия направлены на приобретение и развитие у детей следующих знаний и навыков:

- умение воспринимать натуру в естественных условиях и в крупном масштабе; - умение воспринимать натуру целостно, с учетом освящения; - умения воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки; - умения сравнивать цвета натуры и их сочетаний, работать большими цветовыми и тональными отношениями; - использовать наработанные зарисовки и этюды в дальнейших учебных занятиях по изо.

В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

В своей работе я не стремлюсь сделать из моих воспитанников супер мастеров живописи или графики, а пытаюсь запустить процесс их творческого развития. Я также надеюсь на то, что знания, полученные на моих занятиях, обязательно пригодятся им в жизни.

Небольшая часть моих выпускников все же пошли в дизайнеры и архитекторы, и являются выпускниками Томского Гос.Университета  и студенткой Академии городской среды, градостроительства и печати г. С-Петербурга.

Моя работа как педагога изостудии, позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность юных художников, повысить эффективность занятия и способствует формированию личности воспитанника.

Статья

Как стимулировать родителей на проведение закаливающих процедур в домашних условиях?

Как стимулировать родителей на проведение закаливающих процедур в домашних условиях?
Воспитателю важно донести до родителей, насколько полезно закаливание для здоровья их ребенка. Возможно проведение групповых и индивидуальных консультаций на соответствующую тему. На групповое собрание следует пригласить медицинского работника. При выборе такого способа общения рекомендуется также ознакомить взрослых с играми, которые будут способствовать закаливанию детского организма. 

Еще при первом посещении дома ребенка важно похвалить родителей за организацию детского уголка/комнаты. Следует обратить внимание на то, что те или иные вещи можно использовать для закаливания. Особо рекомендуется отметить отличную возможность проводить процедуры в ванной комнате (например, контрастное обливание водой). Нужно также еще раз напомнить родителям малыша о важности проветривания помещения и соблюдения температурного режима. 

О начале периода закаливания в детском саду стоит предупредить каждого родителя ребенка индивидуально. Также нужно обратить их внимание на то, что существуют определенные признаки эффективности проведения процедур, поэтому очень важно следить за здоровьем и самочувствием ребенка. 

Каждый новый этап в закаливании должен быть информационно освещен родителям. Возможно, взрослые помогут побыстрее адаптироваться ребенку к процедурам. Заинтересованность родителей в продолжение закаливания дома поможет укрепить результат от полного комплекса действий. 

Лето в детском саду считается оздоровительным периодом, поэтому ребята должны как можно дольше находиться на свежем воздухе, играть с песком и водой. О мерах безопасности на воде еще раз никогда не помешает напомнить каждому родителю. Для более веселого времяпровождения малыша взрослых рекомендуется ознакомить с играми, которые они могут организовывать, находясь со своим ребенком на свежем воздухе.
Статья

8 способов улучшить память дошкольника

8 способов улучшить память дошкольника

Каждому родителю известно, что тренировать память ребенка нужно с самого раннего возраста. Ум малыша наиболее восприимчив ко всему новому. Не менее важный момент заключается в необходимости создания благоприятной атмосферы для развития ребенка. Во время тренировки памяти здоровый образ жизни, правильное питание и режим дня -моменты, требующие первоочередного внимания.

Детскую память, как и взрослую можно развить только упражнениями. Какие из них самые эффективные?


1. Разучивание стихов наизусть вместе с малышом. Желательно в день или два разучивать один маленький стих. Пойте песни, дети это очень любят, плюс данное действие – совместный позитивный опыт.


2. Практикуйте пересказ событий. Например, тех, что малыш делал в течение дня, или того, что он прочел в книге. Для этого, как и следующего упражнения, не нужно специально выделять время. Дорога в сад или обычная прогулка – отличное время для практики.


3. Сочиняйте вместе с малышом какие-либо истории. Это очень увлекательное занятие, тренирующее воображение. Скорее всего ребенок будет вас просить возвращаться к нему вновь и вновь.


4. Для тренировки зрительной памяти можно использовать следующее упражнение – «рисование по памяти". Ребенок должен рассмотреть предмет в течение какого-либо времени, а затем нарисовать его. Воспроизведение мыслей и образовтренирует не только память, но и воображение.


5. Игры на развитие внимательности. Для тренировки визуальной памяти попросите ребенка описать увиденный предмет. Полезна игра «что пропало», где нужно вспомнить какой предмет из десяти пропал, пока один из двух игроков закрывал глаза.


6. Разучивание танцев способствует не только укреплению тела, но и памяти. Также за этим занятием вам с малышом обеспечено хорошее настроение.


7. Задавайте ребенку вопросы, такие, чтобы он мог тренировать память. Они могут быть как сложными, так и простыми. Можно, например, узнать, что малыш кушал в детском саду или спросить, какого цвета кроватки в спальне.


8. Облегчить задачу по тренировки памяти поможет расширение кругозора. Обращайте внимание на то, что вашему ребенкунравится больше всего.Если, к примеру, малыш любит собак, расскажите ему все о разных породах и о том, как нужно ухаживать за животными. А затем периодически беседуйте на эту тему.


Как видите, тренировать память вместе с малышом не только не сложно, но и увлекательно. От родителя требуется лишь немного времени и внимания. Его не обязательно выискивать специально. С помощью некоторых упражнений можно сделать прогулку интереснее, а дорогу в детский садик короче.

Статья

Как ускорить речевое развитие ребенка: 6 проверенных приемов

Как ускорить речевое развитие ребенка: 6 проверенных приемов
Как радостно маме услышать первое слово ее малыша! Одни детки начинают разговаривать рано сами без специальных занятий. Другие молчат вплоть до трех лет. Если вы считаете, что речевое развитие вашего ребенка происходит слишком медленно, попробуйте ускорить процесс. Существует ряд действенных приемов.

1. Литература. Начните читать, пока ребенок ещё в животике. В год он уже будет интересоваться книгами. Хорошо бы сразупрививать бережное отношение к изданиям: не рисовать на них, не рвать. Выбирайте красочные экземпляры! Яркие иллюстрации животных, природы и быта положительно повлияют на кроху. 

2. Проговаривание потешек эмоционально и с жестикуляцией. Возможно, этот способ самый быстродейственный. Малютки очень любят повторения и постараются их воспроизвести. Отличный шанс «размять» мозг в декрете. Сочините легкие тексты и повторяйте их. 
Примеры:

«Та-та-та, 
Мы идем кормить кота!»,

«Но-но-но, 
Мы помыли окно!».

Потом придумайте посложнее.

3. Артикуляционные упражнения – прокачка речевого аппарата. Вариантов бесконечно много:

• дуть на кораблик в ванной, на самодельную бабочку из салфетки;
• сдувать платочек с лица;
• задувание свечей;
• показать язычок, облизать губы, двигать языком;
• цокать;
• надувать щёчки.

4. Тренинг мелкой моторики. Помните фразу: "Речь находится на кончиках пальцев"? Можете купить развивающие игрушки или воспользуйтесь подручными средствами. Например:

• лепка из пластилина и теста;
• перекладывание вещей из одной ёмкости в другую;
• втыкание макарон или спичек в пластилин;
• рисование пальцами;
• разрывание бумаги;
• перелистывание тонких страниц;
• изображение действий: стираем, гладим, хлопаем;
• пальчиковые игры. 

Можно совместить массаж ладошек с декламированием. Одновременно с чтением «сороки-белобоки» или «ладушек-ладушек» загибать пальчики по очереди. 

5. Разговаривать с чадом как можно чаще. Ему необходимо слышать, как говорят люди. До определенного времени словарный запас будет просто копиться. Потом дитя начнет его озвучивать. Болтайте обо всем: что вы сейчас делаете, что видите. Делитесь планами на день, задавайте вопросы.
Важно! Не общайтесь по-детски. Не упрощайте. Лучше скажите и на его, и на своем уровне. Например, малыш говорит: «Би-би!» А вы поясняете: «Да, би-би, едет машина».

6. Своевременный переход на твердую пищу. Рот жуёт - развиваются жевательные мышцы. А они отвечают за произношение.

Используя приемы этой статьи для развития речи ребенка, вы скоро услышите долгожданное «ма-ма» из его уст. Удачи!
Статья

Человек и его словарный запас

Словарный запас - это то количество слов, которые знает и употребляет человек в процессе общения. Какие-то слова он произносит ежедневно, а какие-то от случая к случаю, в определенной ситуации.
Есть люди, которые запоминают термины, которые им никогда в жизни не пригодятся. Это делается для того, чтобы блеснуть своими знаниями, покрасоваться, либо от большой любви к русскому языку и стремлению объять его как можно шире. Другие считают, что у них и без того богатая речь, и потому тех слов, которые они знают, им вполне хватит. А есть те, у кого словарный запас, как у Эллочки Людоедки, они выражают ими все оттенки смыслов и эмоций.
В "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля собрано 200 000 слов, и этот словарь на сегодняшний день - самый обширный. Но русский язык не стоит на месте, постоянно развивается, он вбирает в себя неологизмы (новые слова), за счет них и заимствованных слов он постоянно расширяется. Молодое поколение активно используется неологизмы: баг, тег, хайп и др. Однако из активно употребления уходят устаревшие слова, которые молодежь может и вовсе не знать. Уход исторического пласта лексики позволяет сделать речь более современной, но обедняет культурно человека.
Зачем нужно расширять словарный запас?
Пополнять копилку слов человеку нужно для того, чтобы разговаривать на различные темы, не тыкать в предмет, не зная, как он называется. Чем больше человек запоминает новых слов, тем больше процентов мозга у него работает, что усиливает умение решать разные виды задач. Расширение словарного запаса помогает играть в шахматы, решать кроссворды, выглядеть в глазах общества более солидно и образованно, вливаться в определенный круг людей. Безусловно, обширный словарный запас нужен для самообразования, которое никогда не прекращается.
Не стоит заучивать новые слова, как попугай, бездумно и механически, потому что половина из них не запомнится. Узнавание новых слов и понятий идет само собой, легко и просто, наряду с жизненными ситуациями.
Неважно, какое образование у человека, социальный статус, каждый из нас может придумывать свои слова, узнавать новые, превратить это в увлекательную игру.

Статья

menu close